19.00.10 – коррекционная психология

Решение коллегии ВАК от 16 декабря 2004 г. № 8/22
 

I. Отрасль науки, по которой присуждаются ученые степени

Психологические науки

II. Формула специальности

Коррекционная психология – область психологии, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности лиц с психическими и физическими недостатками (с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с пограничными и сочетанными нарушениями развития), вызванными органическими и/или функциональными нарушениями деятельностии головного мозга, осуществляющая прогноз вариантов индивидуального развития, определение психологических основ коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

III. Области исследований

1. История коррекционной психологии

2. Психика в условиях психофизической депривации:

  • Познавательная сфера
  • Эмоционально-волевая сфера
  • Поведенческая сфера

3. Онтогенез психики в условиях психофизической депривации

  • Структура онтогенеза психики;
  • Психическое развитие на разных возрастных этапах

4. Личность и деятельность в условиях психической и (или) физической депривации

  • Структурные компоненты личности
  • Индивидуальные свойства личности
  • Структура деятельности

5. Межличностное, внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие в условиях психофизической депривации

  • Структура и виды взаимодействия
  • Динамика взаимодействия

6. Индивидуальные различия в условиях психофизической депривации

  • Структура индивидуальных различий
  • Индивидуальный стиль деятельности
  • Индивидуальный стиль поведения

7. Психологическая диагностика и коррекция психического развития в условиях психической и (или) физической депривации

  • Индивидуальные различия
  • Познавательная сфера
  • Эмоционально-волевая сфера
  • Поведенческая сфера

8. Психологическое обоснование содержания и методов профилактики социальной дезадаптации лиц с органическими и/или функциональными нарушениями деятельности головного мозга.

9. Психологические основы коррекционно-развивающего воспитания и обучения лиц в условиях психофизической депривации

  • Структура, функционирование и условия развития учебной деятельности в различные возрастные периоды
  • Психология воспитания личности в процессе обучения
  • Психология трудового и профессионального обучения
  • Психология педагогической деятельности

10. Психологическая служба в системе специального образования

IV. Шифры и наименования смежных специальностей

  • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии
  • 19.00.02 – Психофизиология
  • 19.00.04 – Медицинская психология
  • 19.00.05 – Социальная психология
  • 19.00.07 – Педагогическая психология
  • 19.00.13 – Психология развития, акмеология

V. Cопутствующие специальности

  • 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
  • 13.00.03 – Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия)
  • 13.00.05 – Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
  • 13.00.07 – Теория и методика дошкольного образования
  • 14.00.18 – Психиатрия
  • 14.00.51 – Восстановительная медицина, курортология и физиотерапия

VI. Разграничение со смежными специальностями

Результативность научных исследований по специальности 19.00.10. – коррекционная психология обуславливается использованием достижений смежных дисциплин: общей психологии, психологии личности, истории психологии, психофизиологии, медицинской психологии, социальной психологии, педагогической психологии, психологии развития, акмеологии. Однако в коррекционной психологии предметом исследования являются теоретические и прикладные проблемы развития, диагностики и психологической коррекции психики в условиях психофизической депривации.

В отличие от специальности 19.00.01. – общая психология, психология личности, история психологии, специальность 19.00.10. – коррекционная психология изучает закономерности и механизмы психического развития личности при различных формах психофизической депривации.

В отличие от специальности 19.00.02. – психофизиология, специальность 19.00.10. – коррекционная психология изучает психические явления, психическое процессы, состояния и поведение лиц в условиях психофизической депривации путем раскрытия психологических механизмов и закономерностей, лежащих в их основе.

В отличие от специальности 19.00.04. – медицинская психология, специальность 19.00.10. – коррекционная психология изучает с помощью психологических методов закономерности и механизмы психического развития лиц в условиях психической и (или) физической депривации, вызванной функциональными и (или) органическими нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, двигательной сферы, а также методы и приемы психологической коррекции.

В отличие от специальности 19.00.05. – социальная психология, специальность 19.00.10. – коррекционная психология изучает закономерности и механизмы развития поведенческой сферы, межличностного, внутригруппового и межгруппового взаимодействия лиц в условиях психофизической депривации, а также психологическое характеристики социальных групп, в которые входят лица, имеющие функциональные и (или) органические нарушения, мешающие нормальной жизнедеятельности.

В отличие от специальности 19.00.07. – педагогическая психология, специальность 19.00.10. – коррекционная психология изучает специальные условия, психологические методы и приемы коррекции психики у лиц в условиях психофизической депривации, а также условия и факторы формирования у них психических новообразований в процессе развивающего обучения и воспитания.

В отличие от специальности 19.00.13. – психология развития, акмеология, специальность 19.00.10. – коррекционная психология изучает основные закономерности и механизмы развития лиц, в условиях психофизической депривации и развитие их психики на различных возрастных этапах онтогенеза.

Диссертации, темы которых находятся на стыке специальности 19.00.10. – коррекционная психология и названных смежных специальностей могут быть представлены к защите по двум специальностям с введением в состав советов специалистов смежного профиля. Они могут быть представлены к защите и в совет смежного профиля с разовым введением в его состав, в установленном порядке, ученых по специальности «коррекционная психология».