ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Навигация

 

Паспорта, программы

Начало раздела » Программы-минимум кандидатских экзаменов » 19.00.00 – психологические науки

Распечатать Распечатать

19.00.06 – юридическая психология

Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 5 апреля 2010 г. № 86

Юридическая психология

Цели и задачи программы-минимум

Программа-минимум учитывает особенности современной социально-психологической и криминогенной обстановки в Республике Беларусь и основана на результатах крупномасштабных исследований, проведенных в последние годы в области юридической психологии.

Цель программы-минимум – определить систему необходимых юридико-психологических знаний адъюнктов, позволяющих им эффективно решать научно-исследовательские задачи в различных областях юридической психологии.

Задачами программы-минимум являются:

Формирование системы теоретико-методологических знаний адъюнктов о сущности, истории, закономерностях, принципах и методах юридической психологии и ее основных отраслей – правовой, криминальной, оперативно-розыскной, следственных действий, исправительной, экстремально-юридической психологии.

Формирование системы основных категорий, понятий и научных фактов правовой психологии – закономерностей и механизмов правовой социализации, психологической структуры правосознания, психологии правотворчества и правового регулирования.

Формирование системы основных категорий, понятий и научных фактов криминальной психологии – причин и условий преступного поведения, психологической сущности криминальной мотивации, генезиса и психологических механизмов преступных деяний, психологии личности преступника, групповой и организованной преступности, психологического портретирования.

Формирование системы основных категорий, понятий и научных фактов оперативно-розыскной психологии – социально-психологической характеристики личности субъектов оперативной заинтересованности, психологии оперативной проверки, психологического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий, особенностей психологической подготовки сотрудников оперативных органов и подразделений.

Формирование системы основных категорий, понятий и научных фактов психологии следственных действий – психологического анализа отдельных следственных действий (осмотра места происшествия, обыска, допроса, очной ставки, предъявления для опознания, следственного эксперимента, проверки показаний на месте, судебно-психологической экспертизы и др.).

Формирование системы основных категорий, понятий и научных фактов исправительной психологии – психологии личности, общностей и субкультуры среды осужденных в местах лишения свободы, психологической подготовки осужденных к освобождению.

Формирование системы основных категорий, понятий и научных фактов экстремально-юридической психологии – целей, задач и принципов психологической подготовки юристов к действиям в экстремальных условиях, путей обеспечения психологической устойчивости сотрудников в экстремальных ситуациях, принципов оказания психологической помощи и поддержки юристам в экстремальных условиях.

Требования к уровню знаний адъюнкта

В результате освоения программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 19.00.06. – юридическая психология адъюнкт должен знать актуальные теоретико-методологические проблемы юридической психологии; условия повышения эффективности деятельности психологической службы в правоохранительных органах; основы психологии следственных действий, криминальной, оперативно-розыскной, исправительной и экстремально-юридической психологии; основы изучения психологии личности преступника; уметь характеризовать психологические и социально-психопатические явления и процессы, происходящие в правовой сфере; основные категории юридической психологии и ее основных отраслей; личность с юридико-психологической точки зрения; психологические основы детерминации правомерного поведения; генезис и механизм преступного поведения; психологические особенности деятельности персонала различных правоохранительных органов; уметь анализировать современную юридико-психологическую литературу; современные направления развития отечественной и зарубежной юридико-психологической мысли; опыт деятельности отечественных и зарубежных психологов, работающих в правоохранительной сфере; приобрести навыки и качества использования знаний юридической психологии в научно-исследовательской деятельности и профессиональной практике; эффективного профессионального общения в типичных ситуациях практической деятельности; психологического портретирования.

Содержание курса «ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ»

Тема 1. Предмет юридической психологии

Значение психологических знаний в правоприменительной деятельно­сти. Юридическая психология как теоретико-прикладная наука. Содержание теоретических основ. Теоретико-информационная база и методологические основы юридической психологии. Философские основы юридической пси­хологии. Естественнонаучные основы юридической психологии. Становле­ние юридической психологии как закономерный процесс познания явлений и осуществления деятельности, урегулированной правом. Объект, предмет и задачи юридической психологии. Место и взаимообусловленность юри­дической психологии в системе психологических наук, а также ее междис­циплинарные связи с уголовным и гражданским правом и процессом, кри­миналистикой, криминологией, судебной психиатрией. Этапы формирова­ния юридической психологии. Краткий исторический очерк возникновения и развития юридической психологии. Методологические принципы и поня­тийный аппарат юридической психологии (состояние и перспективы разви­тия). Составные компоненты юридической психологии: правовая психоло­гия, криминальная психология, судебная психология, пенитенциарная пси­хология, оперативная психология, экстремально-кризисная психология, психология гражданско-правового регулирования и гражданского судопро­изводства. Основы психологического обеспечения деятельности юриста. Структура курса.

Тема 2. Психология личности юриста и юридического труда

Понятие личности в психологии и правовой науке. Основные теории личности в современной отечественной и зарубежной психологии. Основ­ные положения организационно-деятельностной концепции личности (принципы: целостности и системности, структурности и иерархичности: развития; социальной обусловленности, взаимосвязи психологии личности и деятельности, внутренней и внешней детерминированности). Понятие и алгоритм составления структурных компонентов моментального и полного психологического портрета личности юриста. Профессиональная направ­ленность юриста. Социально-мотивационные качества личности юриста. Отличительные особенности потребностей, целей жизнедеятельности, ми­ровоззрения, мотивов, мотивации, установок личности юриста. Способно­сти юриста. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие. Профессиональные знания, умения и навыки юриста. Про­фессионально-психологическая подготовленность юриста. Профессиональ­но развитые психологические качества юриста (профессиональная наблю­дательность, мышление, коммуникабельность, бдительность, артистизм и др.). Профессионально-психологическая устойчивость юриста. Психологи­ческие методы изучения составных компонентов личности юриста и пер­спективы использования их результатов в целях повышения эффективности правоохранительной деятельности.

Профессиограмма профессиональной деятельности юриста. Когнитивная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психоло­гические особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов. Теория и практика современного менеджмента применительно к правоохранительной деятельности. Правовоспитательная подструктура.

Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.

Тема 3. Использование в профессиональной деятельности юриста знаний о познавательной, эмоциональной и индивидуально-психологической подструктурах личности

Психические (познавательные) процессы. Учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности. Ощущение – элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чувствительности анализа­торов. Сенсибилизация. Синестезия. Адаптация. Последовательные образы. Пространственная локализация раздражителя.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность воспри­ятия, константность, активность, осмысленность. Апперцепция. Иллюзии. Особенности восприятия предметов, пространства, времени, движения уча­стниками уголовного процесса.

Влияние последствий несчастных случаев, аварий на производстве, экологических и других катастроф на процессы восприятия произошедших со­бытий. Эффект «перцептивной защиты» и его роль в оценке несчастных случаев, произошедших по вине работника. Учет указанных факторов юри­стом, экспертом-психологом.

Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памя­ти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непро­извольная память. Закономерности мнемических процессов.

Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Явления ре­минисценции, ретроградной амнезии. Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения.

Мышление – высшая форма психического отражения человеком объек­тивного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотре­нии в суде) уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовых спо­ров, различных конфликтных ситуаций.

Характеристика мыслительной деятельности юриста. Сложность и мно­гообразие задач, решаемых юристами при расследовании преступлений, в ходе разрешения гражданско-правовых споров. Явление «когнитивного диссонанса» и его негативное влияние на ход мыслительной деятельности. Способы активизации мыслительных процессов в правоохранительной дея­тельности. Включение в деятельность. Вербализация мыслительных про­цессов. Классификация информации. Методы проигрывания ролей, отсроч­ки, «мозговой атаки».

Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлени­ем, памятью. Роль воображения в деятельности юриста.

Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.

Эмоции, чувства, психические состояния. Их психолого-правовая оцен­ка. Эмоции, чувства – специфическая форма отражения объективного ми­ра, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действи­тельности. Соотношение понятий: эмоция, чувство, психическое состояние. Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика. Выражение эмоциональ­ных состояний. Настроение. Состояния депрессии, страха, апатии, неопре­деленности, переживаемые участниками уголовного, гражданского процес­са, лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств.

Состояния тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его признаки. Двойственный характер стресса. Влияние стресса на профессио­нальную деятельность юристов. Факторы, способствующие возникновению стресса и его переходу в дистресс.

Соотношение понятий стресса в психологии и психической беспомощ­ности в уголовном праве. Учет юристом при разрешении гражданско-правовых споров негативного воздействия состояний тревоги, страха, стресса на способность участников сделок в полной мере осознавать значе­ние принимаемых решений и сохранять волевое управление своими дейст­виями. Фрустрация. Механизм возникновения и ее роль в понимании причин аг­рессивного поведения, насильственных преступлений против личности, об­щественного порядка, совершения самоубийств.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Влияние ПТСР на поведение, психику людей.

Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникно­вения. Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного ду­шевного волнения в уголовном праве. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического от патологического аффекта. Динамика аффек­тивного возбуждения. Признаки психотравмирующей, аффектогенной си­туации. Кумулированный аффект. Аффект и алкогольное опьянение. Поня­тие аномального аффекта. Установление аффекта у лиц, совершивших на­сильственные преступления против личности. Симуляция аффекта и спосо­бы ее разоблачения.

Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Понятие, признаки страданий как особой формы переживаний человека. Связь стра­даний с другими эмоциональными и психическими состояниями. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему.

Психические (эмоциональные) состояния – составная часть человече­ского фактора применительно к проблеме повышения эффективности и ка­чества правоохранительной деятельности. Способы саморегуляции психического состояния юристом.

Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности.

Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характери­стике психической деятельности индивида. Типологические свойства нерв­ной системы — основа свойств темперамента. Учение И. П. Павлова об ос­новных свойствах нервной системы. Дальнейшее развитие учения И. П. Павлова о свойствах нервной системы. Основные свойства различных типов темперамента.

Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности. Свойства нервной системы, темперамента как составная часть человеческо­го фактора. Их влияние на динамические процессы в деятельности юриста. Изучение и учет юристом свойств темперамента различных участников процесса, иных лиц в ходе профессионального общения.

Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального свое­образия личности. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцен­туации характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предраспо­лагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Воля в структуре характера личности. Понятие «порока воли» в праве.

Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в структуре личности субъектов правоприменительной деятельности.

Тема 4. Психологические технологии в профессиональной дея­тельности юристов

Психологические требования к профессиональной и служебной деятель­ности юристов. Цели, задачи, условия, способы действий, трудности как исходные позиции в определении психологических требований к деятель­ности юристов. Взаимосвязь профессиональной компетентности и психоло­гической готовности к службе.

Понятие психотехнологии. Психологические средства, используемые в ходе выполнения профессиональных действий юристами. Приемы установ­ления психологического контакта при решении оперативно-служебных за­дач. Возможности и средства правомерного психологического воздействия. Психологическая характеристика содержательной и выразительной сторон речи юристов, открытости и маскировки в поведении.

Сущность психологических приемов в профессиональной деятельности: анализа ситуаций, составления психологического портрета, анализа доку­ментов, профессионального наблюдения, профессионального общения, профессионального мышления, ролевого поведения, разрешения конфлик­тов, выполнения поисковых действий, психологического прогнозирования и др.

Тема 5. Общение в профессиональной деятельности юриста

Общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста. Специфика видов, форм, содержания, используемых ком­муникативных средств в профессиональном общении юриста. Психологиче­ская характеристика коммуникативной, перцептивной, интерактивной сто­рон профессионального общения юриста и соответствующих им функций. Наиболее значимые коммуникативные личностные качества юриста, обес­печивающие эффективность профессионального общения и пути их совер­шенствования. Социальный контроль и нормы как системы регламентации общения юриста. Формы (процессуальные и непроцессуальные) и ролевые ожидания в процессе профессионального общения юриста. Контакт-конфликтное взаимодействие в практике юриста как основа реализуемого профессионального общения. Психологический контакт и доверительные отношения в профессиональном общении юриста (понятие, структурные компоненты, виды, психологические механизмы, психологические приемы). «Психологические хитрости», используемые юристом в профессиональном общении, и критерии их реализации.

Конфликтное общение в практике юриста (классификация конфликтов, наиболее распространенные ситуации конфликтного общения, понятие и психологические структурные компоненты конфликта, причины, виды, ал­горитмы, стадии развития межличностного конфликта). Развитие межгруп­повых конфликтов. Виды психологических барьеров в общении юриста и их диагностика. Стратегия (по Томасу-Киллмену) и тактика конфликтного взаимодействия юриста. Психологические приемы, используемые конфлик­тующими сторонами в практике юриста. Этапы разрешения конфликтов. Профилактика конфликтов в юридической практике. Речь в профессиональ­ном общении юриста. Функции и виды речи. Психологическая характери­стика речи участников общения. Явления персеверации, вербальной ригид­ности. Нарушения речи, их психодиагностическое значение. Речевой этикет и требования, предъявляемые к речи юриста.

Специфика профессионального общения юриста в зависимости от ста­туса и социальных ролей участников. Эмпатия и рефлексия. Кинесика и проксемика. (жесты, мимика, пантомимика, пространственная организация профессионального общения юриста, их роль в установлении и поддержа­нии продуктивного диалога).

Тема 6. Психологические условия предотвращения негативных проявлений ди­намических и статических социально-психологических явлений в юри­дической практике

Понятие, сущность и классификация статических и динамических (сти­хийных) социально-психологических явлений (суеверия, социальные иллю­зии, предрассудки, обычаи, обряды, традиции, ритуалы, толпа, паника, слу­хи, мода). Социально-психологические детерминанты, обусловливающие ситуации негативного проявления статических и динамических социально-психологических явлений в юридической практике. Феномен толпы, поня­тие и классификация. Виды толпы («случайная», «конвенциальная, «экс­прессивная») и наиболее рациональные способы воздействия на нее со сто­роны сотрудников юристов. «Действующая» толпа и психологическая ха­рактеристика ее подвидов: революционная, экстатическая, агрессивная, стяжательная, паническая. Структура и этапы развития толпы. Понятие и проявление «циркулярной реакции» в толпе. Феномен «психического зара­жения» участников толпы и его составные психологические механизмы: «эмоционального резонанса», «внушения», «подражания», «конформизма», «противопоставления». Индивидуальные психические изменения у участников толпы («чувство анонимности», «снижение порога болевых ощущений», возрастание конформности, инфантильности, агрессивности и др. Тактико-психологические действия в толпе специальных референтных групп. Пси­хологические приемы воздействия на участников толпы. Психологическая сущность и понятие паники. Факторы, способствующие возникновению паники. Тактические действия и психологические приемы, способствую­щие предотвращению – либо прекращению паники. Слухи и их классификация. Психологические закономерности и мотивы распростра­нения слухов. Методы предотвращения и пресечения негативных, дестаби­лизирующих общество слухов в юридической практике.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИ­ХОЛОГИИ Тема 1. Психологическая детерминация правомерного поведения (правовая психология)

Предмет и задачи правовой психологии. Закономерности и механизмы правовой социализации личности и проявления его правовой активности. Методологические проблемы правовой психологии. Уровни правоисполнительного поведения и их соотношение с правовыми представлениями и идеалами в обществе.

Психологическая структура правосознания, его основные виды и функ­ции. Роль социальных институтов и СМИ в формировании правосознания. Дефекты правосознания (правовой нигилизм, инфантилизм и т. д.). Право­сознание и правоисполнительное поведение.

Психология правотворчества и правовое регулирование. Учет социаль­но-психологических механизмов правового регулирования при психологи­ческом обеспечении мероприятий по повышению правовой культуры граж­дан и работников юристов. Социально-регулятивная сущность права. Право и личность. Гуманистическая сущность современного права и правового мировоззрения. Социально-психологические аспекты эффективного право­творчества. Роль правовой психологии в правоприменительной деятельно­сти.

Тема 2. Психология личности преступника. Генезис и психологи­ческие механизмы преступных деяний (криминальная психология). Психологический портрет преступника

Предмет и задачи криминальной психологии, ее взаимосвязь с кримино­логией и другими отраслями юридической науки.

Личность преступника и ее характерные черты. Соотношение биологи­ческого и социального в личности преступника. Формирование личности преступника. Механизмы усвоения личностью антиобщественных взглядов и ценностных ориентиров. Антиобщественный образ жизни как основа формирования личности преступника.

Структура личности преступника, ее социальные роли и статусы, нрав­ственно-психологические свойства, ценностные ориентации и направлен­ность. Особенности личности преступника, исполняющего различные соци­альные роли (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного). Психологическая характеристика личности рецидивиста и несовершенно­летних правонарушителей. Психические особенности преемственности в развитии криминального опыта.

Понятие классификации личности преступника. Характеристика сущест­вующих типов в классификации личности преступника, их сравнительный анализ.

Выбор доминирующих социально-психологических критериев класси­фикации личности преступника в зависимости от уровня развития общест­ва, поведения и деятельности в криминальной среде. Характеристика доми­нирующих критериев, их значение для разработки классификации личности преступника. Методика разработки классификации личности преступников и ее реализация в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Приемы коррекции классификации личности преступника в зависимости от изменяющихся социальных условий, структуры преступности, правоохра­нительной деятельности.

Понятие генезиса и психологического механизма преступного деяния, преступного поведения, его психологическое содержание. Преступление как результат взаимодействия личностных свойств индивида и конкретной жизненной ситуации. Психические процессы, свойства и состояния лично­сти и их проявления в преступном поведении. Соотношение конкретного преступления и отклоняющегося поведения личности.

Причины и условия преступного поведения. Отрицательное влияние сре­ды как основа формирования антиобщественного образа жизни. Влияние социальных и психических характеристик преступника на восприятие кри­миногенной ситуации. Комплекс криминогенных причин, его роль в дефор­мации образа жизни индивида. Психологические особенности преступного поведения на различных этапах (приготовление к преступлению, его совер­шение, сокрытие следов).

Психология потерпевшего в криминальной ситуации. Значение и пер­спективы использования виктимологических познаний и психологии потер­певшего для объяснения причин и условий преступного поведения.

Психологическая сущность криминальной мотивации. Анализ понятий «конкретные мотивы преступления» и «мотивация преступления». Социально-психологическая классификация мотивов криминального поведения, ее характеристика и зависимость от уровня развития общественного сознания.

Методы изучения мотивации преступного поведения. Особенности клас­сификации криминальной мотивации на основе сравнительного анализа конкретных мотивов преступного поведения.

Понятие бессознательной мотивации преступного поведения. Виды и значение бессознательных мотивов для организации общей и частной пре­венции преступлений. Проблема коррекции мотивации преступного пове­дения сотрудниками органов внутренних дел.

Современные тенденции в научно-прикладных исследованиях в области криминальной психологии.

Алгоритмы составления психологического портрета преступника. При­знаки-сигналы «моментального» психологического портрета преступника. Компоненты «полного» психологического портрета преступника (направ­ленность, преступный опыт, характер, способности, интеллект, эмоцио­нально-чувственная сфера, темперамент). Специфические особенности пси­хологических портретов рецидивиста, вора, несовершеннолетнего преступ­ника, убийц, киллера, маньяка-насильника. Особенности психолого-криминологического портретирования по следам оставленным на месте преступления (происшествия).

Психология криминальной среды и преступных сообществ. Понятие криминальной среды, ее структура. Социально-психологическая характери­стика отдельных элементов криминальной среды. Сравнительный анализ теоретических обоснований криминальной среды в отечественной и зару­бежной психологии.

Преступное сообщество как важнейший элемент криминальной среды. Социально-психологическая характеристика, виды и структура преступных сообществ. Психологическая сущность лидерства, неофициальных группо­вых норм поведения, внутригрупповых и межгрупповых взаимосвязей в преступной деятельности, в конфликтных ситуациях.

Психологическая характеристика преступных сообществ, специализи­рующихся на совершении отдельных видов преступлений (корыстно-насильственных, насильственных, должностных, экономических). Методика выявления и изучения преступных сообществ, социально-психологических механизмов их стратификации. Приемы анализа и интерпретации получен­ных данных. Методика разложения преступных сообществ, развенчания криминальных авторитетов и их социальных связей. Возможность и направления использования знаний о психологии криминальной среды юри­стами.

Тема 3. Оперативно-розыскная психология

Понятие, предмет и задачи оперативно-розыскной психологии. Социаль­но-психологические факторы, детерминирующие специфику оперативно-розыскной деятельности оперативных аппаратов по борьбе с экономической преступностью, организованной преступностью и терроризмом. Историче­ские предпосылки и этапы развития оперативно-розыскной психологии. Социально-психологическая характеристика личности сотрудников опера­тивных аппаратов органов внутренних дел.

Социально-психологическая характеристика личности субъектов оперативной заинтересованности. Пси­хологические приемы общения с субъектами оперативной заинтересованно­сти. Характеристика общения субъектов оперативной заинтересованности в криминальной среде. Психологические аспекты прекращения контактов с субъектами оперативной заинтересованности.

Психология оперативной проверки. Психологическое обеспечение оперативно-розыскных мероприя­тий: опроса граждан, исследования предметов и документов, отождествле­ния личности, наблюдения, осмотра и т. д. Психологические особенности раскрытия отдельных видов преступлений. Психологические основы ис­пользования в деятельности сотрудников оперативных аппаратов органов внутренних дел метода полиграфных проверок.

Психологические аспекты взаимодействия оперативных работников с сотрудниками служб и подраз­делений органов внутренних дел. Предупреждение и разрешение конфлик­тов в деятельности сотрудников оперативных аппаратов. Особенности пси­хологической подготовки сотрудников оперативных аппаратов органов внутренних дел и негласных сотрудников.

Тема 4. Психология следственных действий

Социально-психологические основы и факторы, детерминирующие осо­бенности деятельности по расследованию преступлений

Роль и место психологии в криминалистической тактике. Использование знаний психологии в процессе проведения следственных действий.

Расследование как деятельность познавательная, коммуникативная, кон­структивная (поисково-репродуктивная), организаторская удостоверительная. Психологическая характеристика, профессиональные свойства и каче­ства следователя необходимые для достижения поставленных целей.

Профессиональная деформация: понятие, сущность, преодоление. Про­фессиональное общение в следственной практике и его специфика.

Значение психологического анализа отдельных следственных действий. Следственные действия, фиксирующие результаты психического отражения событий участниками расследования (допрос, очная ставка, опознание). Следственные действия, фиксирующие результаты действий следователя, его восприятие событий, обстановки (обыск, осмотр, эксперимент, освиде­тельствование).

Изучение личности на предварительном следствии (подозреваемого, об­виняемого, свидетеля, потерпевшего). Понятие, цели, пределы и гарантии правомерных методов воздействия на личность в процессе реализации след­ственных действий.

Формирование следственной информации и психологические ошибки (пороговые, ошибки апперцепции, иллюзий и др.).

Психология осмотра места происшествия. Психологическая характери­стика деятельности при осмотре места происшествия – познавательная, коммуникативная, конструктивная (поисково-репродуктивная), организа­торская, удостоверительная. Последовательность осмотра места происшест­вия – первоначальное ознакомление с ситуацией, первичный поиск призна­ков происшедшего события, анализ — синтез обнаруженных следов и вещественных доказательств, установление их причинной взаимосвязи, создание модели происшедшего события, выдвижение следственных версий, вторич­ный поиск и варианты репродукции события. Установление по материаль­ным следам возможной структуры преступного поведения, субъективной стороны преступления, психологических особенностей личности преступ­ника и его вероятностного психологического портрета. Инсценировки пре­ступника на месте происшествия, методы их распознавания. Психологиче­ские приемы, повышающие результативность и качество осмотра места происшествия. Требования к личности следователя, обусловливающие ус­пешность осмотра места происшествия.

Психология обыска. Психологическая характеристика и структурные элементы обыска. Подготовка к обыску, уяснение индивидуально-психологических элементов обыскиваемого, его социального окружения, предмета и объекта обыска, предварительное выдвижение рабочих версий о месте сокрытия искомого. Поисковая доминанта. Значимость рефлексивно­го мышления в процессе обыска. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности обыскивающего и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска. Психология обы­скиваемого, учет данных о его личностных качествах, проявляемых во вре­мя обыска. Анализ и оценка поведенческих и идеомоторных реакций обы­скиваемого. Улики поведения. Социально-психологические и личностные факторы, влияющие на выбор способов сокрытия объектов. Психологиче­ские приемы и методы, применяемые при производстве обыска. Психологи­ческая сущность приемов «словесная разведка», «психологическое зонди­рование», «рефлексивное управление поведением обыскиваемого». Помехи и затруднения, учиняемые обыскиваемыми следствию и психологические приемы, способствующие их нейтрализации.

Психология допроса. Общие социально-психологические и тактико-психологические особенности допроса как следственного действия. Психо­лого-криминалистические этапы допроса. Психологические основы и спе­цифика допроса в зависимости от половозрастных, психофизиологических и социальных особенностей допрашиваемых. Психологические различия до­проса свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. Изучение личности допрашиваемого. Понятие и сущность психологического контак­та. Точки зрения ученых (А. Р. Ратинова, А. В. Дулова, В. Л. Васильева, A. M. Столяренко, М. И. Еникеева и др.) на природу психологического контакта с допрашиваемым. Психологические барьеры, их виды и приемы нейтрализа­ции в ходе допроса. Средства общения, используемые при допросе. Рефлек­сивное управление контактным взаимодействием при постановке вопросов допрашиваемому.

Допрос в бесконфликтной ситуации. Пространственная и временная ор­ганизация коммуникативных процессов во время допроса. Психологические закономерности получения, накопления, обработки и процессуального за­крепления информации следователем. Психологические приемы допроса в бесконфликтной ситуации. Оказание «психологической помощи» допрашиваемому в мнемических процессах.

Допрос в конфликтной ситуации. Психологическая природа межлично­стных конфликтов при допросе. Оборонительная (защитная) доминанта, ее психологическая сущность, формы проявления, влияние на поведение доп­рашиваемого. Управление конфликтной ситуацией. Индивидуально-психологический подход к допрашиваемому. Психическое состояние обви­няемого (подозреваемого) влияние его состояния на поведение во время допроса. Оговорки в показаниях допрашиваемого, их психологическое объ­яснение и оценка. Психология лжи. Виды лжи. Психодиагностические при­знаки ложных показаний (лжесвидетельства). Улики поведения. Мотивы и цели оговора (самооговора). Методы разоблачения лжесвидетеля. Психоло­гические приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц.

Психология очной ставки. Очная ставка как средство психологического воздействия на участников процесса. Психологические факторы, опреде­ляющие стратегию, тактику и эффективность очной ставки. Социально-психологические особенности очной ставки: эффекты присутствия, взаимо­ожидания, взаимовосприятия, взаимовоздействия и др.

Конфликтные ситуации в ходе очной ставки, их предупреждение и воз­можности для получения необходимой информации. Психологическая сущ­ность противоречий в показаниях. Уяснение причин противоречий; добро­совестное заблуждение одной из сторон и его возможные факторы; заведо­мая ложь и ее возможные мотивы – товарищеские и родственные чувства, боязнь наказания или мести со стороны участников, зависимость от заин­тересованных в исходе дела и др. Проблема очередности предоставления слова при рассмотрении конкретных эпизодов. Вероятность адекватности и неадекватности показаний участников очной ставки, их личностные осо­бенности – авторитарность, конформность, стиль поведения в конфликте и др. Психологические приемы воздействия, способствующие достижению цели очной ставки.

Психология предъявления для опознания. Особенности восприятия че­ловека и психологические закономерности его отождествления. Психологи­ческие факторы, детерминирующие объективность опознания. Узнавание как психологический механизм опознания. Статические и динамические признаки внешности. Сопоставление предъявляемых объектов с ранее сформировавшимся образом и выбор адекватного. Формирование образа объекта: объективные факторы (условия восприятия, особенности объекта, «опорные признаки» объекта); субъективные факторы (тип восприятия и тип памяти реципиента, его отношение к событию преступления, психиче­ское состояние в период перцепции, возраст, профессиональный и жизнен­ный опыт и др.). Опознавательный процесс: объективные факторы (подбор и предъявление демонстрируемых объектов, условия демонстрации и др.); субъективные факторы (четкость образа опознаваемого объекта в сознании реципиента, отношение к нему, готовность сотрудничать со следствием).

Симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) опозна­ние, их сущность и следственная оценка.

Комплексный учет индивидуально-психологических особенностей опо­знающего. Зрительное опознание. Опознание при помощи слуха, по вкусу и запаху.

Психологические приемы предъявления для опознания. Рекомендации психологов относительно максимального количества опознаваемых объек­тов. Психологическая природа ошибок, допускаемых при опознании. Пси­хологические аспекты тактики предъявления для опознания и оценки его результатов.

Психологические основы следственного эксперимента. Характеристика следственного эксперимента и его структурных компонентов, как средства психологического воздействия, побуждающего к правдивым показаниям и одного из методов познания сущности расследуемого события, проверки выдвинутых и формирования новых следственных версий. Моделирование объективных и субъективных факторов, событий, явлений и их учет в ре­конструкции обстоятельств исследуемого события. Варьирование и много­кратное повторение опытов. Психологические «ограничения» адекватности эксперимента реальному событию: переориентация внимания в эксперимен­те, невозможность воспроизведения в эксперименте ситуации сверхмоти­вации. Психологическое обоснование выбора времени, места и процессу­ально-тактических приемов произведения следственного эксперимента. Со­блюдение морально-этических норм при проведении следственного экспе­римента. Психологические приемы, способствующие эффективному вос­созданию обстановки преступления, ассоциативных связей и психических состояний лиц, участвующих в эксперименте. Психологические аспекты оценочной деятельности сотрудников в отношении следственного экспери­мента. Возможность инсценировки в следственном эксперименте.

Психологические основы проверки показаний на месте. Психологиче­ские закономерности, организационные и тактические особенности провер­ки (воспроизведения) показаний с выходом на место. Особенности предварительного допроса лица, дающего согласие на участие в проверке показаний на месте. Учет особенностей функционирования психики участников в ходе проверки: их способности к топографической и пространственной ориента­ции, восприятию и запоминанию обстановки. Психологическое сопровож­дение хода проверки показаний на месте. Общие черты и различия проверки показаний на месте и следственного эксперимента.

Судебно-психологическая экспертиза. Предмет, основания, задачи и по­воды назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Требования к форме и содержанию заключения и выводов эксперта. Пределы компетен­ции, права и обязанности эксперта-психолога. Специфическое различие во­просов, решаемых экспертом-психологом в уголовном и гражданском про­цессе. Основные особенности психики человека, исследование которых яв­ляется необходимым для установления истины. Основные направления и специфика СПЭ (исследование личности обвиняемого, исследование психо­логических мотивов, диагностика аффекта, диагностика эмоционального состояния и др.). СПЭ несовершеннолетних, лиц, страдающих сенсорными недостатками, посмертная экспертиза. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Правовые основы и значение применения пси­холого-психиатрической экспертизы.

Порядок проведения СПЭ. Методы и методики проведения СПЭ. Функ­ции и принципы взаимодействия следователя с экспертом-психологом. Причины трудностей и возможных ошибок, встречающихся при подготовке, назначении СПЭ, а так же при интерпретации ее результатов. Оценка, ис­пользование результатов СПЭ следователем, судом, защитником.

Тема 5. Исправительная психология

Предмет и задачи пенитенциарной психологии. Историко-психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников и их отражение в моделях пенитенциарных учреждений. Психологические методы работы с лицами, состоящими под административным надзором и условно осужденными. Основные направления профессиональной деятель­ности психологов в местах лишения свободы.

Психологическая характеристика жизнедеятельности лиц, заключенных под стражу. Психологическая характеристика условий отбывания наказания в виде лишении свободы. Психологическое обеспечение прогрессивной системы исполнения наказания и индивидуального подхода к исправлению осужденных. Психологическое обеспечение социальной реадаптации и реа­билитации у лиц, отбывших наказание.

Психология личности, групп и субкультуры среды осужденных в местах лишения свободы. Психологическая характеристика и анализ эффективно­сти основных средств исправления и методов психологического воздейст­вия на личность осужденного в целях исправления. Психологическая подго­товка осужденных к освобождению.

Тема 6. Экстремально-юридическая психология

Психологическая модель экстремальной ситуации. Психологические ти­пы экстремальных ситуаций. Экстремальные ситуации в правоохранитель­ной деятельности. Виды психологического стресса. Травма психическая (психологическая). Психологические реакции сотрудников юристов в экс­тремальных условиях. Стрессы, дезадаптивные и кризисные состояния в жизни и на службе.

Цели, задачи и принципы психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях. Морально-психологическая подготовленность сотрудника к поведению в экстремальных ситуациях. Виды экстремально-психологической подготовки. Экстремальная (боевая) готовность. Обеспе­чение психологической устойчивости сотрудников в экстремальной ситуа­ции.

Психологическое обеспечение деятельности юристов в экстремальных условиях. Этапы психологического обеспечения деятельности в экстре­мальных ситуациях. Непосредственная психологическая подготовка к ре­шению конкретных задач в экстремальных условиях. Принципы оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях. Соотношение мер психологической поддержки сотрудников и военнослужащих, психологиче­ской помощи и психологического сопровождения в процессе деятельности в экстремальных условиях.

Организация психологической помощи юристам после выполнения за­дач в экстремальных условиях. Посттравматические стрессовые состояния у сотрудников юристов. Осуществление постбоевой (постэкстремальной) психологической работы: отдыха, разгрузки, реабилитации, разбора дейст­вий осуществления дополнительных видов подготовки.

Психология кризисов в профессиональной деятельности юриста. Теоретико-методологические основы психологии кризисов. Жизненный путь, кризис, потеря, кризисное событие, кризис­ная (критическая) ситуация, кризисное состояние, психическая травма (пси­хотравма) как ключевые категории в жизнедеятельности юриста.

Природа возникновения кризиса. Основные эмпирические события, спо­собные привести к кризису. Характеристика процесса переживания кризиса юристом. Понятие кризиса идентичности и особенности его переживания. Особенности функционирования психологической защиты в условиях пе­реживания кризиса и ее механизмы.

Основы профилактики и преодоления жизненных кризисов, переживае­мых юристом. Формирование психологической готовности и стрессоустойчивости. Саморегуляция эмоциональных реакций как центральное звено в преодолении кризиса. Основы организации психологической помощи и поддержки юристов в условиях переживания кризиса. Психологический анализ кризиса и необходимой помощи пострадавшему. Активизация естественной системы поддержки и профессиональная помощь как основные направления деятельности юриста по преодолению кризисов. Индивидуаль­ные и групповые виды профессиональной помощи.

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТИ ЮРИСТОВ

Тема 1. Психология обеспечения управления в органах правопо­рядка

Психологические проблемы реформирования общественно-политической системы и деятельности системы юристов в современных условиях. Общие и специфические психологические особенности управле­ния правоохранительными органами.

Психологическая структура личности руководителя-юриста. Структура и качества личности руководителя-юриста. Социально-политические и нрав­ственно-деловые качества руководителя-юриста. Профессионализм, органи­заторские способности и коммуникативная компетентность.

Понятие и психологические особенности стилей работы руководителя. Индивидуальная управленческая концепция и ее роль в деятельности руко­водителя. Организационные цели, ценности и методы в структуре концеп­ции руководителя. Преодоление авторитаризма, технократизма, бюрокра­тизма, местничества, клановости, некомпетентности, несамостоятельности и безответственности.

Группа, коллектив сотрудников и их психологическая характеристика. Социально-психологические явления в коллективе сотрудников. Основные способы активизации социально-психологического потенциала групп и коллективов юристов. Методы оптимизации общения, регулирования взаи­моотношений, предупреждения и разрешения конфликтов.

Психологическая специфика, индивидуально-личностные и социально-психологические характеристики юриста. Понятие и структура психологи­ческого потенциала личности. Мотивационная сфера личности и основные мотивы службы юристов. Особенности мотивирования различных катего­рий юристов и в различных ситуациях деятельности. Методы и приемы ак­тивизации и развития профессионального потенциала.

Психологические проблемы повседневного управления в правоохрани­тельных органах, феномены «текучки», «цейтнота», дефицита ресурсов и др. Психологические факторы и психотехнологии (правила) принятия решений, подбора исполнителей, доведения задач, мобилизации юристов, контроля и оценки исполнения, коррекции исполнительской деятельности.

Психологическая диагностика ситуаций в процессе текущего управле­ния. Оптимизация процесса принятия повседневных управленческих реше­ний. Постановка, решение повседневных управленческих задач. Способы организации исполнения и психологического регулирования нагрузки на юристов. Приемы повседневного управленческого воздействия на подчи­ненных.

Тема 2. Психологическая служба в правоохранительных органах (современное состояние, функции, направления развития)

Необходимость психологической службы в системе правоохранитель­ных органов в современных условиях. Опыт и перспективы психологиче­ской службы в правоохранительных органах в зарубежной и отечественной практике. Цели, задачи, структура и организация психологического обеспе­чения деятельности юристов.

Подготовка практических психологов для правоохранительных органов. Права и обязанности практического психолога в правоохранительных орга­нах. Методическое и материально-техническое оснащение психологической службы.

Основные направления психологического обеспечения в правоохрани­тельных органах. Организационная роль психологической службы в прове­дении психологических обследований. Психологическое консультирование юристов. Проведение психологических экспертиз. Реализация функций специалиста-психолога по разрешению конфликтов и ведению переговоров с преступниками. Разработка психологических рекомендаций по повыше­нию эффективности различных направлений профессиональной деятельно­сти.

Тема 3. Психологические особенности деятельности персонала различных правоохранительных органов

Психология прокурорской деятельности. Психологические особенности функций прокуратуры. Психологические особенности решения функцио­нальных задач работниками прокуратуры. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры. Профессиограмма и психограмма прокурорско-следственной деятельности.

Психология таможенной деятельности. Правоохранительная деятель­ность таможенных органов и ее психологические особенности. Профессио­грамма таможенного специалиста. Психограмма таможенного специалиста.

Психология в адвокатской деятельности. Общая характеристика адво­катской деятельности. Психологические аспекты в действиях адвоката. Психологические трудности в деятельности адвоката.

Актуальные проблемы психологии деятельности частных охранных и детективных служб. Психология частной охранной деятельности. Психоло­гия частной детективной (сыскной) деятельности.

Тема 4. Психология девиантного поведения

Основные проблемы изучения девиантного поведения. Характеристика нормального и гармоничного поведения. Основные подходы к оценке пове­денческой нормы, патологии и девиации.

Понятие социальной нормы и отклонения от нормы в поведении челове­ка. Социальная норма как исторически сложившаяся в конкретном общест­ве мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности лю­дей, социальных групп или организаций. Характеристика понятия «девиантное поведение» как отклонения от принятых в данном обществе, соци­альной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушения процесса усвоения и воспроизводства соци­альных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореали­зации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Характеристика признаков девиантного поведения. Соотношений поня­тий «девиантное», «делинквентное» и «криминальное» поведение.

Классификация основных форм отклоняющегося поведения (аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фана­тическое и аутистическое).

Определение понятия социальных аутсайдеров, как людей, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Бродяжничество – одной из крайних форм аутсайдерства – разновидность ретритистского поведения, которое выступает результатом двойного конфликта – неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибег­нуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета. Личностная защита индивида от указанных явлений (дистанцирование от конкурентного порядка, «бегство» от требований общества, пораженчество, успокоенно­сть, смирение (Р. Мертон). Причины бродяжничества. Характеристика личности бомжа. Бродяжничество детей.

Формирование агрессивности в процессе социализации.

Некоторые методы психодиагностики агрессивного поведения (опрос­ник «Басса-Дарки» и тест руки Э. Вагнера). Характеристика методов. Спо­собы использования.

Аддиктивное поведение как одна из форм отклоняющегося поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Факторы, провоци­рующие аддиктивное поведение. Причины социальной дезадаптации, лежащие в основе аддиктивного поведения (дисфункциональность семьи, личностные особенности, школьная дезадаптация, неформальная среда, со­циально-экономические и демографические причины).

Характеристика некоторых форм аддиктивного поведения (табакокуре­ние, интернет-зависимость, азартные игры, компьютерные игры и др.).

Список литературы

  1. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста. Н. Новгород, 2001.
  2. Актуальные проблемы юридической психологии и медико-экспертных исследований: Материалы межвуз. конф. Волгоград: ВА МВД России, 2000.
  3. Алексеева Л.В. Практикум по судебно-психологической экспертизе. Тюмень: Изд-во Тюменск. гос. ун-та, 1999.
  4. Алексеева Л.В. Проблемы юридически значимых эмоциональных со­стояний. Тюмень, 1997.
  5. Андреев Н. В., Лапшин Е. В., Свирская И. Б., Хохлова Н. Г. Формиро­вание и работа с личным составом специальных групп МВД в особых усло­виях /Под общ. ред. В. И. Черненилова. М.: Акад. МВД РФ, 1993.
  6. Антонян Ю.М. и др. Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них. М., 1989.
  7. Антонян Ю.М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991.
  8. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996, 2000.
  9. Баев О.Я. Конфликты в деятельности следователя. Воронеж, 1981.
  10. Бакеев В.А., Папкин А. И., Черненилов В. И. Психологические усло­вия организованности, информированности сотрудников ОВД и качества принимаемых управленческих решений. М.: Акад. МВД СССР, 1986.
  11. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников ОВД. М., 1991.
  12. Барановский Н.Н., Бовин Б.Г., Волина Л.П., Демин В.М. Мотивация профессионального выбора в уголовно-исполнительной системе: Учеб.-метод. пособие.  ПИИ УИС МЮ РФ, 2004.
  13. Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения лично­сти и групп осужденных в ВТК. М.,1986.
  14. Безносов СП. Психологические особенности деятельности сотрудни­ков ОВД // Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л.: ЛГУ, 1987.
  15. Белик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности: научно-аналитический отзыв. М.: Акад. МВД РФ, 1988.
  16. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
  17. Богданов В.М. Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска. Омск, 1984.
  18. Буданов А.В. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников (по материалам опыта юри­стов США). М.: Акад. МВД РФ,1995.
  19. Валов В.П., Волков В.Н., Колос И.В., Назаренко Ю.В., Калманов Г.Б. Особенности психического состояния сотрудников органов внутренних дел, работающих в экстремальных условиях. Домодедово, 1992.
  20. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПБ.: Питер, 2000.
  21. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления крити­ческих ситуаций. М., 1984.
  22. Волков В.Н. Юридическая психология: Учебник для вузов. М., 2002.
  23. Вопросы психологии коллектива сотрудников органов внутренних дел. М.: Акад. МВД СССР, 1981.
  24. Глазырин Ф. В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983.
  25. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. М., 1968.
  26. Гостюшин А. В., Шубина СИ. Азбука выживания. Человек в чрезвы­чайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. М.: Знание, 1995.
  27. Гримак Л. П., Скрыпников А. И., Лаговской А. Ю., Зубрилова И. С. Ме­тоды прикладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений. М.: ВНИИ МВД РФ, 1999.
  28. Дебольский М. Г. Психологическое обеспечение нововведений в ОВД. М: Акад. МВД РФ, 1993.
  29. Дербенев А. П. Психология действий сотрудников милиции при раз­решении и предупреждении конфликтов в сфере охраны общественного порядка. Таллин, 1990.
  30. Димитров А. В., Сафронов В. П. Основы пенитенциарной психологии. М., 2003.
  31. Дулов А. В. Судебная психология. Минск, 1975.
  32. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985.
  33. Енгальчев В. Ф. Судебно-психологическая экспертиза. Калуга, 1996.
  34. Еникеев М. И. Юридическая психология. М.: Юристь, 1998.
  35. Зелинский А. Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном пове­дении. Киев, 1999.
  36. Зер X. Восстановительное правосудие. М., 1998.
  37. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М., 1993.
  38. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
  39. Китов А.И. Психология управления. М.: Акад. МВД СССР, 1979.
  40. Клубов Е.П. Использование данных психологии при отборе и расста­новке кадров в ОВД. М.: Акад. МВД СССР, 1986.
  41. Клубов Е.П. Профессионально важные условия деятельности и ос­новные требования к личности милиционера. М., 1987.
  42. Ковалев О.Г. Оперативно-розыскная психология: Курс лекций. Ря­зань, 1997.
  43. Ковалев О.Г., Амелин Э.Ю. Диагностика лжи. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1996.
  44. Ковалев О.Г., Ушатиков А.И., Деев В. Г. Криминальная психология. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1997.
  45. Колодкин Л.М. Успех служебной деятельности руководителя ОВД: Психология и технология достижения. М., Акад. МВД СССР, 1992.
  46. Копылова Г.К. Предпосылки эффективности деятельности практиче­ского психолога ОВД: Автореф. канд. дисс. М.: Акад. управления МВД РФ, 1997.
  47. Котенев И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычай­ных обстоятельств на личный состав ОВД: Автореф. дис…. канд. психол наук. М.: Акад. МВД РФ, 1994.
  48. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980.
  49. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. М.: Академ. проект, 1999.
  50. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1997.
  51. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия. М., 2000.
  52. Лабковская Е. Б. Юридическая психология: теория девиантного поведения. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000.
  53. Лури B. C. Анализ современного опыта психологической подготовки сотрудников полиции США: Автореф. дис.. канд. психол наук. М.: Акад. МВД СССР, 1991.
  54. Лысков Б. Д., Курбатова Т. Н. Основы юридической психологии. Л., 1986.
  55. Медведев B. C. Просимы профессиональной деформации сотрудни­ков органов внутренних дел. Киев, 1997.
  56. Методические материалы по работе с конфликтами в местах лишения свободы. ГУИН Минюста России по Нижегородской области. Н. Новгород, 2004.
  57. Методические рекомендации по психологическому изучению канди­датов в муниципальную милицию ГУВД г. Москвы / Бовин Б. Г., и др. М., 1994.
  58. Мицкевич В. В. Установление психологического контакта сотрудни­ками ОВД с гражданами при решении оперативно-служебных задач. М., 1989.
  59. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполне­нию задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвы­чайного положения и при вооруженных конфликтах. М.: Акад. МВД РФ,1995.
  60. Новиков B. C. Психология и педагогика в деятельности ОВД. М.: Акад. управления МВД, 1999.
  61. Ольшанский Д. Психология терроризма. СПб.: Питер: 2002.
  62. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел / Под ред. Бовина Б. Г., Мягких Н. И., Сафронова А. Д. М., 1997.
  63. Основы психологии управления: Программа. Для начальников служб и инспекторского состава УИС. М.: ГУИН Минюста России, 2003.
  64. Основы психологии управления: Программа. Для руководителей управлений, отделов территориальных органов УИС, начальников исправи­тельных учреждений, следственных изоляторов и их заместителем. М.: ГУИН Минюста России, 2003.
  65. Особенности психического состояния сотрудников органов внутрен­них дел, работающих в экстремальных условиях. Домодедово, 1992.
  66. Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников ОВД. Тактика и пси­хологическая безопасность деятельности. М., 1996.
  67. Пастушеня А. Н. Криминогенная сущность личности: методология познания и психологическая концепция. Минск, 1998.
  68. Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника (психологический аспект): Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2000.
  69. Пенитенциарная психология и педагогика в Поволжье: Сб. пе­редовых опытов и метод. разработок. Вып. 1. Саратов, УИН Мин­юста России по Саратовской области, 2004.
  70. Петелин Б. Я. Судебная психология. Волгоград, 1990.
  71. Петров В. Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: Акад. управления МВД РФ, 2001.
  72. Петухов Е. В. Психологическая помощь сотрудникам руководителя ОВД // Академия управления: история, современность, перспективы. М., 2000.
  73. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. В 2 кн. М.: Ось-89, 1998.
  74. Пищелко А. В., Белослудцев В. И., Соколов И. И. Психолого-педагогические и правовые проблемы укрепления законности в деятельно­сти органов, исполняющих наказания. Домодедово: РИПК МВД РФ, 1998.
  75. Поздняков В. М. Актуальные проблемы правовой и превентивной психологии. Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998.
  76. Поздняков В. М. Методологические и теоретические основы юриди­ческой психологии: Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1997.
  77. Поздняков В. М. Методы юридической психологии: состояние и пер­спективы развития: Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998.
  78. Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. М.: Акад. управления МВД, 2000.
  79. Поздняков В. М. Психология в следственной и оперативно-розыскной деятельности: Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998.
  80. Поздняков В. М. Состояние и перспективы развития криминальной психологии. Лекция. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1998.
  81. Поздняков В. М. Юридическая психология. Учебник. М.: СГУ, 1998.
  82. Полубинский В. И. Основы виктимологии. М.: ВНИИ МВД РФ, 2000.
  83. Пономарев И. Б., Трубочкин В. П. Введение в специальность и обу­чение практического психолога органов внутренних дел: Лекция. М.: Акад. МВД РФ, 1995.
  84. Пономарев И. Б., Петухов Е. В. Психологическое обеспечение дея­тельности ОВД // Энциклопедия МВД России. М., 2000.
  85. Пономарева Е. А. Психологические основы управления в специализи­рованных оперативных аппаратах ОВД по борьбе с организованной пре­ступностью: Лекция. М.: МИ МВД РФ, 1996.
  86. Прикладная юридическая психология / Под ред. A. M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.
  87. Профессионально-психологическая подготовка милиционеров охра­ны. Методические рекомендации / Под ред. A. M. Столяренко. М.: Акад. МВД СССР, 1990.
  88. Прыгунов П. Я. Психологическое обеспечение специальных опера­ций: ролевое поведение: Учеб. пособие. Киев, 2000.
  89. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД. М.: Акад. МВД СССР, 1982.
  90. Психологическое обеспечение специальных операций органов внут­ренних дел по освобождению заложников (Метод. рекомендации). М.: Учеб.-метод. центр МВД РФ, 1995.
  91. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения: сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 1. Психологический отбор сотрудников в ОСИ УИС Минюста России. М.: ГУИН МЮ РФ, НИИ УИС МЮ РФ, 2004.
  92. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения: сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 2. Психологическая подготовка со­трудников ОСН к действиям в экстремальных ситуациях. М.: ГУИН МЮ РФ, НИИ УИС МЮ РФ, 2004.
  93. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения: сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 3. Психологическое сопровождение сотрудников ОСН в экстремальных ситуациях. М.: ГУИН МЮ РФ, НИИ УИС МЮ РФ, 2004.
  94. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения: сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. Раздел 4. Психологическая работа с сотрудни­ками ОСН и их реабилитация по возвращению из «горячих точек». М.: ГУИН МЮ РФ, НИИ УИС МЮ РФ, 2004.
  95. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности со­трудников ОВД // Сборник тезисов выступлений участников региональных совещаний практических психологов. М.: ГУК и КП МВД России, 2000.
  96. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности со­трудников ОВД и ВВ МВД России. Сборник тезисов выступлений участни­ков Всероссийского совещания. М.: ГУК и КП МВД России, 2000.
  97. Психология и педагогика управления в органах внутренних дел. В 2 ч. М.: Акад. МВД СССР, 1989.
  98. Психология притеснения: обидчики и обиженные: Материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции, г. Коломна, 22–23 апреля 2004 г. / Под общей ред. И. П. Башкатова. Коломна: Коломен­ск. гос. пед. ин-т, 2004.
  99. Ратинов Л. Р., Лукашевич В. Г. Личность в преступной группе. М., 1979
  100. Розин В. М. Психология для юристов. М., 1997.
  101. Романов В. В. Основы криминальной виктимологии. Минск, 1980.
  102. Романов В. В. Юридическая психология. М.: Юристъ, 1998.
  103. Романович Г. Г., Юстицкий В. В. Психологические особенности дей­ствий сотрудников ОВД в экстремальных условиях. Минск, 1988.
  104. Самонов А. П. Психология преступных групп. Пермь, 1991.
  105. Сапарин О. Е. Профессионально-психологическая устойчивость со­трудников ОВД и пути ее совершенствования // Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: Акад. МВД СССР, 1990.
  106. Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998.
  107. Сахнова Т. В. Основы судебно-психологической экспертизы по гра­жданским делам. М., 1997.
  108. Свирская И. Б., Лапшин И. Б. Психологические аспекты ведения пе­реговоров в «ситуации заложника»: Лекция. М., Акад. МВД РФ, 1993.
  109. Свирская И.Б., Андреев Н.В. Переговоры: психологическая харак­теристика и методы отбора инструкторов по переговорной деятельности. М.: Акад. МВД РФ, 1995.
  110. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направле­ния судебно-психологической экспертизы. М.: Юрлитинформ, 2000.
  111. Ситковская О.Д. Аффект. М., 2001.
  112. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.
  113. Смирнов В.В., Смирнов В.Н., Хребтов А. В. Работа с личным соста­вом ОВД: воспитательный и психологический аспекты: Практ. посо­бие. М.: ГУ ВНИИ МВД России, 2000.
  114. Современная военная психология: Хрестоматия / Сост. А.А. Урбанович. Минск: Харвест, 2003.
  115. Социально-психологическая реабилитация осужденных: эффектив­ные модели работы: Материалы международной научно-практической кон­ференции / Под ред. В.И. Хомлюка, В.Г. Стуканова. Минск: РИВШ БГУ, 2003.
  116. Социально-психологическая служба в органах внутренних дел: со­временное состояние и перспективы развития: Труды Академии МВД. М.: Акад. МВД СССР, 1990.
  117. Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. М.: Акад. МВД СССР, 1987.
  118. Столяренко A.M. Психологические приемы в работе юриста. М.: Юрайт, 2000.
  119. Столяренко A. M. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: Тандем, 2000.
  120. Сухов А. Н. Криминогенное общение осужденных. Рязань, 1992.
  121. Сухов А. Н., Поздняков В. М. Профессиональное общение сотрудни­ков ИТУ с осужденными: Учеб.-метод. пособие. Рязань: РВШ МВД РФ, 1992.
  122. Токарев Н. А., Токарева Л. А. Балинтовские группы в подготовке и повышении квалификации работников МВД России. СПб.: ИПК МВД РФ, 1997.
  123. Урбанович А. А. Психология кризисов социальной идентичности личности: Моногр. Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005.
  124. Урбанович А. А. Психология управления: Учеб. пособие. Минск, 2001.
  125. Урбанович А. А. Психология человеческого горя. Как помочь чело­веку перенести утрату близких // Военно-психологический вестник. 1999. № 1.
  126. Урбанович А. А. Рекомендации по работе с военнослужащими, пе­реживающими стрессовые и кризисные состояния // Современная военная психология: Хрестоматия /Сост. А. А. Урбанович. Минск: Харвест, 2003.
  127. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Введение в пенитенциарную психоло­гию. Рязань, 1998.
  128. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Рязань: Акад. права и управления Минюста Рос­сии, 2003.
  129. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Психология деятельности и личности со­трудников пенитенциарных учреждений. Рязань, РИПЭ МВД РФ, 1999.
  130. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Психология основных средств исправле­ния и ресоциализации осужденных. Рязань, 2000.
  131. Ушатиков А. И., Поздняков В. М., Шеламов О. И. Эмоционально-волевая тренировка сотрудников ОВД. Рязань: РВШ МВД РФ, 1991.
  132. Филонов Л. Б. Тренинг делового общения сотрудников ОВД с раз­личными категориями граждан. М., 1992.
  133. Фонтана Д. Как справиться со стрессом. Перри Г. Как справиться с кризисом. Брум А., Джелико X. Как жить с вашей болью: пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1995.
  134. Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет) / Учебно-методическое пособие. М: НИИ УИС Минюста России, 2004.
  135. Хилькевич А. П. К проблеме формирования криминальной личности (социально-психологический аспект) // Белорусский психологический жур­нал. 2004. № 2.
  136. Холодный Ю. И. Полиграфы («детекторы лжи») и безопасность. М.: Издат. дом «Мир безопасности», 1998.
  137. Холодный Ю. И. Применение полиграфа при профилактике, раскры­тии и расследовании преступлений (генезис и правовые аспекты). М.: Издат. дом «Мир безопасности», 2000.
  138. Черненилов В. И., Юстицкий В. В. Применение методов психолого-педагогического воздействия при решении оперативно-служебных задач. Минск: МВШ МВД, 1989.
  139. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной деятельно­сти. М., 2000.
  140. Шаранов Ю. П. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология развития): Автореф. дис. … д-ра. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербург. ун-т МВД РФ, 2000.
  141. Шестаков А. Г. Психология управленческих воздействий руководи­теля на подчиненных в органах внутренних дел: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб: С-ПбГУ, 1998.
  142. Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М.: МГУ, 1998.
  143. Энциклопедия юридической психологии. М., 2003.
  144. Юридическая конфликтология / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М.: ЦКИ РАН, 1995.
  145. Юридическая психология / Отв. ред. А. Р. Ратинов. М., 1998.
  146. Юридическая психология. Сб. науч. трудов / Под ред. А. Р. Ратинова, Г. Х. Ефремовой. М.: НИИ проблем укрепления законности и пра­вопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 1998.
  147. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В. В. Романов, Е. В. Романова. М.: Юристъ, 2000.
  148. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. Т. Н. Курбатова. СПб.: Питер, 2001.
Дата: Понедельник, 19 Апрель 2010

Переслать Переслать


Вернуться назад


Рубрикатор