ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Навигация

 

Паспорта, программы

Начало раздела » Программы-минимум кандидатских экзаменов » 13.00.00 – педагогические науки

Распечатать Распечатать

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика)

Приказ Высшей аттестационной Комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138

Пояснительная записка

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика) состоит из трех разделов: 1) «Общая методика обучения и воспитания (математика)», 2) «Специальная методика обучения математике», 3) «Научные основы школьного курса математики».

В основу программы положены требования образовательного стандарта высшего образования для студентов специальности П.01.01.00 «Математика» и типовые учебные программы дисциплин «Математика», «Методика преподавания математики» для высших учебных заведений по специальности 1-02 05 03.

Кандидатский экзамен проводится с целью выявления и оценки уровня математической и методической культуры аспиранта (соискателя), включающей сформированность общих, специальных и конкретных методических умений, опирающихся на глубокие знания и навыки и из других курсов, таких как педагогика, психология, логика и др.

В задачи кандидатского экзамена по теории и методике обучения и воспитания входит проверка знаний аспиранта (соискателя):

  • целей и задач современного школьного математического образования, учебных программ, учебников и учебных пособий, основных содержательных линий курса математики средней общеобразовательной школы;
  • критериев оценки, различных форм и методов диагностики, коррекции и контроля знаний и умений учащихся по математике;
  • теоретических основ организации внеурочной и внешкольной работы по математике;
  • понятийного аппарата и вопросов общей методики;
  • методики преподавания основных тем школьного курса математики в учреждениях различного типа, обеспечивающих получение общего среднего образования;
  • психолого-педагогических основ обучения математике;
  • современных педагогических и информационных технологий обучения математике в образовательных учреждениях различного типа;
  • основных разделов курса высшей математики, обеспечивающих научность преподавания математики и необходимую подготовку для работы в классах с углубленным изучением математики;
  • методов педагогических исследований, организации педагогического эксперимента и обработки его результатов.

Аспирант (соискатель) должен иметь представление:

  • о методической системе обучения математике;
  • о методологии преподавания математики (принципах ее построения, формах и способах научного познания в ней);
  • об основных приоритетах направлений научных исследований в области теории и методики обучения математике;
  • о состоянии и основных тенденциях развития математического образования в мире и Республике Беларусь.

Ответы на все вопросы программы предполагают включение исторических сведений о происхождении и развитии важнейших математических понятий и терминов. В необходимых случаях раскрываемые теоретические положения должны подкрепляться конкретными примерами из курса математики, опыта работы лучших учителей математики либо собственного опыта преподавания математики в школе.

В программе рекомендована основная литература по каждому из трех разделов.

Раздел І. Общая методика обучения и воспитания (математика).

1. Математика как учебный предмет.

Роль математики в развитии науки, производства и окружающем нас мире. История становления и перспективы развития математики как учебного предмета. Математизация научного познания и социальный прогресс. Специфика математического познания. Основные содержательные линии школьного курса математики.

2. Предмет и задачи методики преподавания математики как науки и учебного предмета

Структура предмета методики преподавания математики. Место методики преподавания математики в системе педагогических наук и ее связь с другими науками. История развития и современное состояние методики преподавания математики как науки. Специфика методики преподавания математики. Соотношение понятий «методика» и «технология» в обучении математике. Основные проблемы методики преподавания математики.

3. Цели и содержание обучения математике

Общеобразовательные, воспитательные и развивающие цели обучения математики. Взаимосвязь целей обучения с содержанием, методами, средствами и формами организации учебной деятельности учащихся. Взаимодействие учителя и учащихся в реализации целей обучения.

Основные содержательно-методические линии школьного курса математики. Образовательный стандарт среднего образования в области математики. Проблемы интеграции, структурирование и разноуровневого наполнения различных разделов школьного курса математики.

4. Психолого-педагогические основы обучения математике

Основные психологические теории обучения и управления усвоением знаний учащихся. Общая характеристика мышления. Основные приемы мыслительной деятельности и их формирование в процессе обучения математике. Работа учителя математики по управлению процессом развития мышления учащихся. Математические способности учащихся и способы их развития. Особенности учебной математической деятельности школьника. Системный подход в образовании. Гуманизация и гуманитаризация математического образования.

5. Принципы и методы обучения математике в общеобразовательной школе

Основные дидактические принципы обучения математике. Общее понятие о методах, приемах обучения. Эволюция методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Общедидактические методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский). Методы организации учебно-познавательной деятельности на уроках математики. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Факторы, влияющие на выбор методов обучения.

6. Формы организации учебного процесса по математике

Классно-урочная система обучения. История возникновения и развития классно-урочной системы. Урок – основной элемент классно-урочной системы обучения. Основные характеристики урока. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку. Нестандартные формы организации урока. Внешкольная и внеклассная работа по математике Специфика обучения математике в средних образовательных учебных заведениях разных типов. Разноуровневое обучение математике.

7. Средства обучения математике

Классификация и характеристика средств обучения. Подходы к классификации средств обучения. Учебно-методический комплекс. Анализ учебных программ по математике для базового уровня изучения курса. Сравнительная характеристика действующих школьных учебников и учебных пособий по математике. Учебно-методические материалы и разработки. Анализ учебных программ для классов и школ с углубленным изучением математики, содержание действующих учебников и методических пособий.

8. Методика введения математических понятий и доказательства теорем

Понятие и его характеристики. Логическая структура определений понятий в школьном курсе математики. Методы введения математических понятий. Методика формирования математических понятий.

Понятие о теореме и ее видах. Пропедевтика обучения учащихся доказательству теорем. Методика обучения учащихся доказательным рассуждениям: формирование умения подмечать закономерности; обучение готовым доказательствам и формирование умения воспроизводить их; формирование у учащихся представлений об общих и специфических методах доказательства математических утверждений; формирование приемов поиска доказательств.

9. Методика обучения школьников решению математических задач

Понятие «задача». Виды задач, решаемых в курсе математики средней школы. Методы и приемы решения алгебраических и геометрических задач. Роль задач в процессе обучения математике. Обучение математике через задачи. Структура процесса решения задачи. Общие методы обучения решению математических задач (анализ и синтез, метод исчерпывающих проб, метод сведения, моделирование). Организация обучения решению математических задач.

10. Современные педагогические технологии обучения математике

Понятие «педагогическая технология». Признаки и основные качества современных педагогических технологий (концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость).

Технология интенсификации обучения математике на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов). Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев). Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович). Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин). Система развивающего обучения Л.Н. Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская). Технология саморазвивающего обучения (П.К. Селевко). Компьютерные технологии в обучении математике.

11. Организация педагогического эксперимента и обработка его результатов

Различные методы педагогических исследований: теоретический анализ проблемы; педагогический эксперимент и его основные этапы; опытное преподавание в школе, изучение передового опыта работы массовой школы и состояния знаний учащихся. Метод обработки научного материала, возможности использования статистических методов и теории вероятностей, пути внедрения научных выводов в практику работы школы. Новейшие исследования в области теории и методики обучения и воспитания математике в последние 10 лет в Республике Беларусь и за рубежом.

Раздел ІІ. Специальная методика обучения математике

1. Методика изучения числовых систем.

Требования к расширению числовых множеств. Различные подходы к расширению множеств в науке и школьном курсе математики, их преимущества и недостатки. Изучение натуральных чисел и изучение пропедевтики дробных чисел в начальной школе. Два способа построения арифметики натуральных чисел. Методика введения основных понятий темы: обыкновенной и десятичной дроби, отрицательного и иррационального числа. Особенности изучения действий над числами. Краткие исторические сведения о возникновении натуральных, отрицательных и иррациональных чисел.

2. Методика изучения тождественных преобразований.

Различные трактовки понятия тождества, их положительные и отрицательные стороны. Тождественные преобразования, их целенаправленность. Основные виды тождественных преобразований, изучаемых в школе. Методика формирования умений и навыков преобразования целых рациональных выражений. Особенности обучения тождественным преобразованиям рациональных и иррациональных выражений. Типичные ошибки, допускаемые учащимися в тождественных преобразованиях и пути их предупреждения.

3.Методика изучения уравнений и неравенств

Различные подходы к введению понятия «уравнение». Анализ линии уравнений и неравенств в школьном курсе алгебры: пропедевтика, содержание, опорные знания, методы решения, используемые в различных классах. Формирование понятия равносильности уравнений и неравенств. Методика изучения различных классов уравнений, неравенств и их систем. Применение уравнений и неравенств к решению текстовых задач, изучению свойств функций

4. Методика изучения функций в школьном курсе математики.

Пропедевтика  изучения функций в 5 – 6 классах. Различные трактовки понятия функции, достоинства каждого из них. Методика изучения общефункциональных понятий. Способы задания функций. Методическая схема изучения конкретных видов функций в базовой школе. Общая схема исследования функций в старших классах. Методические особенности изучения тригонометрических функций. Проблемы, связанные с введением определения и исследованием показательной функции. Методика изучения элементарных функций. Функциональный подход при решении некоторых задач.

5. Методика изучения дифференциального исчисления в курсе алгебры и начал анализа на базовом и углубленном уровнях обучения математике

Рассмотрение последовательностей как одного из пропедевтических этапов изучения элементов дифференциального исчисления. Методика введения понятия производной и ее применения при решении задач.

6. Методика изучения интегрального исчисления на базовом и углубленном уровнях обучения математике

Свойства первообразной функции, неопределенный и определенный интеграл в средней школе. Применение элементов интегрального исчисления к доказательству теорем и решению задач.

7.  Методика изучения геометрических фигур и их свойств.

Различные подходы к определению многоугольников, их классификация. Методика изучения многоугольников и их свойств. Особенности методики изложения темы «Многогранники». Различные трактовки понятия «многогранник». Выпуклый многогранник. Методика изучения частных видов многогранников. Правильный многогранник.

Методика введения понятий окружности и круга в курсе планиметрии. Изучение круглых тел: определение, поверхность, симметрия, касательная плоскость, осевое сечение. Вписанные и описанные многогранники. Возможности использования наглядности и технических средств обучения при изучении геометрических фигур.

8. Методика изучения геометрических построений в школьном курсе математики.

Пропедевтика геометрических построений. Сущность решения задач на построение. Общая схема решения задачи, методика проведения каждого из этапов ее решения. Содержание материала в курсах планиметрии и стереометрии. Основные методы решения задач на построение и методика обучения им учащихся на уроках геометрии.

9. Методика изучения геометрических преобразований в курсе математики средней школы.

Характеристика двух групп преобразований: движения и подобия фигур. Содержание материала в школе. Примеры преобразования фигур. Движение. Различные определения равенства фигур. Методика доказательства признаков равенства треугольников. Преобразование подобия. Подобие фигур. Методика введения понятия гомотетии и ее свойств. Связь между гомотетией, подобием и движением. Специфика доказательства признаков подобия треугольников. Особенности изучения геометрических преобразований в пространстве в курсе математики средней школы.

10. Методика изучения координат и векторов на плоскости и в пространстве.

Различные способы введения прямоугольных декартовых координат на плоскости. Мотивация изучения темы в школе. Содержание материала, основные понятия и формулы, методика их введения. Методика изучения декартовых координат в пространстве. Различные методические подходы к реализации идеи изучения векторов в школьном курсе геометрии. Определение понятия «вектор». Методика изучения операций над векторами на плоскости  и в пространстве. Применение векторов и координат к решению задач и доказательству теорем.

11. Методика изучения геометрических величин.

Связь измерения геометрических величин с идеей аксиоматического метода и теорией действительного числа. Методика введения определений длины, площади и объема в школьном курсе математики. Основные этапы изучения геометрических величин: при изучении элементов геометрии в    1 – 6 классах, при изучении систематического курса планиметрии, в курсе стереометрии.

Методика изучения площадей плоских фигур. Понятие поверхности тела и площади поверхности. Вывод формул для нахождения площадей поверхности многогранников. Особенности изучения площадей поверхности круглых тел.

Структура и содержание темы «Объемы тел» в курсе стереометрии. Мотивация повторного изучения объема прямоугольного параллелепипеда, основные этапы доказательства соответствующей теоремы. Методические особенности вывода формул объема наклонного параллелепипеда и пирамиды. Специфика изучения объемов цилиндра, конуса, шара.

12. Логическое строение школьного курса геометрии

Основные фигуры и основные отношения. Роль и место аксиоматического метода в школьном курсе геометрии. Методические особенности изучения системы аксиом в курсах планиметрии и стереометрии. Основные виды задач по применению аксиом различных групп.

13. Методика изучения элементов комбинаторики и теории вероятностей в классах с углубленным изучением математики

Содержание материала. Специфика рассмотрения основных правил комбинаторного сложения и умножения и их применение при решении задач. Методические способы ознакомления учащихся с основными правилами подсчета вероятности событий.

14. Элементы логики в школьном курсе математики

Методические особенности изучения учащимися основных операций над математическими предложениями. Возможности изучения элементов логики в классах с углубленным изучением математики. Применение языка логики для записи математических предложений, определений, построения отрицательных высказываний.

Раздел ІІІ. Научные основы школьного курса математики

1. Отношение эквивалентности и разбиение на классы

Отношения порядка, натуральный ряд.

2. Группа

Основные свойства групп. Изоморфизмы и гомоморфизмы групп. Примеры групп и подгрупп.

3. Кольцо

Примеры и простейшие свойства колец. Изоморфизм колец.

4. Поле

Простейшие свойства поля. Изоморфизм полей. Поле комплексных чисел.

5. Линейные векторные пространства

Линейная зависимость и независимость векторов. Базис и размерность векторного пространства. Евклидово пространство.

6. Логическое строение математики

Аксиоматический метод. Понятие о математической модели. Теорема Геделя.

7. Классификация геометрий

Аксиоматическое понятие евклидовой геометрии. Система аксиом Гильберта (обзор). Независимость аксиомы параллельности от остальных аксиом Гильберта. Система аксиом Вейля трехмерного евклидова пространства. Непротиворечивость. Неевклидовы геометрии. Плоскость Лобачевского.

8. Группа изометрий (движений) плоскости

Классификация движений. Приложения движений к решению задач. Группа преобразований подобия плоскости и ее подгруппы. Приложения аффинных преобразований к решению задач.

9. Отображение множеств

Множества. Операции над ними. Равномощность. Счетные множества. Несчетность континуума. Определение функции как отображения множеств. Способы задания функций.

10. Понятие числовой последовательности

Способы задания последовательности. Предел числовой последовательности. Теорема о пределе монотонной последовательности. Число е. Необходимые и достаточные условия сходимости последовательности.

11. Предел функции. Непрерывность

Предел функции в точке. Теоремы о пределах функций. Замечательные пределы. Непрерывность функции в точке. Свойства непрерывных функций. Определение основных элементарных функций на основе теории пределов. Свойства элементарных функций (логарифмической, показательной, степенной).

12. Дифференцирование функции одной переменной.

Геометрический и механический смысл производной. Правила дифференцирования (суммы, произведения, частного, функций, композиции функций и обратной функции). Производные основных элементарных функций. Теорема Лагранжа и ее применение к исследованию функций на монотонность. Максимум и минимум. Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции, непрерывной на отрезке. Выпуклость и вогнутость графика функции, точки перегиба.

13. Интегрирование функций одной переменной

Первообразная (неопределенный интеграл). Методы интегрирования. Определение и свойства определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. Применение определенного интеграла.

14. Обыкновенные дифференциальные уравнения первого порядка

Начальные условия. Интегральные кривые. Линейные дифференциальные уравнения первого порядка. Линейные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами и их применение к исследованию колебательных процессов.

15. Случайные величины и функции распределения

Закон больших чисел. Нормальное распределение вероятности. Применение элементов математической статистики в педагогических экспериментах.

16. Линейное программирование

Линейные неравенства и область решений системы линейных неравенств. Основная задача линейного программирования. Симплекс-метод. Двойственные задачи. Транспортная задача.

17. Методы вычислений

Приближенное решение уравнений. Интерполирование. Приближенное вычисление определенных интегралов. Численное интегрирование дифференциальных уравнений. Метод Пикара последовательных приближений. Простейшие способы обработки опытных данных.

Литература к разделу І

  1. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Л.Н. Рожина, Н.А. Цыркун, А.Б. Василевский и др.: Под ред. Л.Н. Рожиной. – Минск.: Нар. асвета, 1992. – 191 с.
  2. Ананчанка, К. А. Агульная методыка выкладання матэматыкі ў школе : вуч. дапаможнік / К. А. Ананчанка. – Мінск : Універсітэцкае, 1997. – 94 с.
  3. Беляев Е.А., Первинов П.Я. Философские и методические проблемы математики. – М., 1981.
  4. Волович И.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. – М.: LINKA-PRESS. 1995. – 280 с.
  5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. – 45 с.
  6. Гласс ДЖ., Стенли Дж. Сатистические методы в педагогике и психологии. Пер. С англ. – М.: Прогресс. – 1976. – 495 с.
  7. Грабарь, И. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / И. И. Грабарь, К. А. Краснянская. – М. : Педагогика, 1977. – 136 с.
  8. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
  9. Груденов, Я. И. Изучения определений, аксиом, теорем / Я. И. Груденов. – М. Просвещение, 1984. – 95 с.
  10. Гуцанович С.А. Дидактические основы математического развития учащихся: Монография. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. – 301 с.
  11. Гуцанович С.А., Радьков А.М. Тестирование в обучении математике диагностико-дидактические основы. – Могилев, МГПИ им. А.А. Кулешова, 1995. – 203 с.
  12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 239 с.
  13. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.
  14. Далингер В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: Учебное пособие. – Омск: Омский пед. ин-т, 1990. – 127 с.
  15. Действующие учебники и учебные пособия по математике для средней школы.
  16. Журнал «Матэматыка і праблемы выкладання» за последние 10 лет.
  17. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии : пособие для учителей. – 3-е изд. / Н. И. Запрудский. – Минск, 2006. – 288 с.
  18. Кикель П.В. Математизация познания и социальный прогресс: Уч.-мет. Пособие. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 199 с.
  19. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся: В 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
  20. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Обучение математике через задачи и обучение решению задач: В 2ч. – М.: Просвещение, 1977. – ч.2. – 144 с.
  21. Краевский А.И. Культура педагогического исследования. – 2-е изд. Испр. И доп. – Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя і выхаванне», 19996. – 312 с.
  22. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1968. – 432 с.
  23. Кудряцев Л.Д. Психолого-педагогические проблемы высшей школы// Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – с. 20–30.
  24. Лисейчиков, О. Е. Педагогическое проектирование содержания учебных курсов и базисного плана 12-летней школы в условиях разноуровневого обучения / О. Е. Лисейчиков. – Минск : НИО, 2001. – 207 с.
  25. Метельский Н.В. Дидактика математики. – Минск: Изд-во БГУ, 1982–254с.
  26. Метельский Н.В. Пути совершенствования обучения математике: Проблемы современной, методики математики. – Минск: Университетское, 1989. – 160 с.
  27. Методика преподавания математики в средней школе : Общая методика : учеб. пособие ; сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. – М. : Просвещение, 1985. – 336 с.
  28. Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педвузе. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. – 193 с.
  29. Новик, И. А. Практикум по методике преподавания математики / И. А. Новик. – Минск : Выш. шк., 1984. – 175 с.
  30. Новик, И. А. Формирование методической культуры учителя математики в педвузе / И. А. Новик. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2002. – 193 с.
  31. Образовательные стандарты высшего и среднего образования в области «математика».
  32. Оганесян В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. – Ереван: Луис, 1984. – 215 с.
  33. Подластый, И. П. Педагогика : Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И. П. Подластый. – М. : ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
  34. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. Математика. – Минск : Национальный институт образования, 2004 – 2006.
  35. Радьков А.М. Система подготовки учителя в условиях учебного комплекса. – Минск: БГПУ, 1995. – 96 с.
  36. Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе : учеб. пособие / Н. М. Рогановский. – Минск : Выш. шк., 1990. – 267 с.
  37. Рогановский, Н. М. Научно-методические основы построения учебника геометрии для средней школы / Н. М. Рогановский. – Минск : Выш. шк., 1992. – 108 с.
  38. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
  39. Сендер А.Н. История и методология начального курса математики: Монография. – Брест, Брест. Гос. Ун-т, 2003. – 156 с.
  40. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1980. – 96 с.
  41. Скобелев Г.Н. Контроль на уроках математики: Пособие для учителя. – Минск: Народная асвета, 1986. – 103 с.
  42. Столяр А.А. Роль математики в гуманизации образования // Математика в школе. 1990. – № 6. – с. 5–7.
  43. Столяр, А. А. Педагогика математики : учеб. пособие / А. А. Столяр. – Минск : Выш. шк., 1986. – 414 с.
  44. Темербекова, А. А. Методика преподавания математики : учеб. пособие / А. А. Темербекова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 176 с.
  45. Фарков, А. В. Внеклассная работа по математике.
    5 – 11 классы / А. В. Фарков. – Москва: Айрис-пресс, 2006. – 288 с.
  46. Фридман, Л. М. Как научиться решать задачи : пособие для учащихся / Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий  – 2- изд. – М. : Просвещение, 1984. – 175 с.
  47. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. М. Фридман. – М. : Просвещение, 1983. – 160 с.
  48. Эрдниев, П. М. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц / П. М. Эрдниев, Б. Л. Эрдниев. – М. : Столетие,   1996. – 320 с.
  49. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М., 1996. – 347 с.
  50. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования. – М.: Academia, 2004.

Литература к разделу ІІ

  1. Ананченко, К. О. Преподавание углубленного курса алгебры в  VIII – IX классах: Учебно-методическое пособие для учителей / К. О. Ананченко. – Минск : Народная асвета, 1991. – 271 с.
  2. Василевский, А. Б. Обучение решению задач по математике / А. Б. Василевский. – Минск : Выш. шк., 1998. – 192 с.
  3. Виленкин, Н. Я. Индукция. Комбинаторика. Пособие для учителей / Н. Я. Виленкин. – М. : Просвещение, 1976. – 48 с.
  4. Глейзер, Г. И. История математики в школе : VII – VIII классы : пособие для учителей / Г. И. Глейзер. – М. : Просвещение, 1982. – 240 с.
  5. Глейзер, Г. И. История математики в школе : IХ – Х классы : пособие для учителей / Г. И. Глейзер. – М. : Просвещение, 1983. – 351 с.
  6. Гусев, В.А. Изучение величин на уроках математики и физики / В. А. Гусев, А. И. Иванов, О. Д. Шебалин. – М. : Просвещение, 1981. – 78 с.
  7. Гусев, В. А. Векторы в школьном курсе геометрии / В. А. Гусев, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин. – М. : Просвещение, 1976. – 48 с.
  8. Золотухин, Ю. П. Формирование системы начальных понятий в новых учебниках геометрии / Ю. П. Золотухин // Матэматыка: праблемы выкладання. – 1997. –  № 7. – С. 15-32.
  9. Клейн, Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей : в 2 т. / Ф. Клейн. – М. : Наука, 1987. – Т. 1: Арифметика. Алгебра. Анализ. – 432 с.
  10. Клейн, Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей : в 2 т. / Ф. Клейн. – М. : Наука, 1987. – Т. 2: Геометрия. – 416 с.
  11. Методика преподавания математики в средней школе : Частная методика : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А. Я. Блох [и др.] ; сост. В. И. Мишин. – М. : Просвещение, 1987. – 416 с.
  12. Методика преподавания математики в средней школе : Частные методики / Ю. М. Колягин и др. – М. : Просвещение, 1977. – 477 с.
  13. Новик, И. А. Практикум по методике преподавания математики / И. А. Новик. – Минск .Выш. шк., 1984. – 175 с.
  14. Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе : учеб. пособие / Н. М. Рогановский. – Минск : Выш. шк., 1990. – 267 с.
  15. Столяр, А. А. Педагогика математики : учеб. пособие / А. А. Столяр. – Минск : Выш. шк., 1986. – 414 с.

Литература к разделу ІІІ

  1. Атанасян, Л. С. Геометрия : учеб. пособие : в 2 ч. / Л. С. Атанасян, В. Т. Базылев. – М. : Просвещение, 1986. – Ч. 1 – 336 с.
  2. Атанасян, Л. С. Геометрия : учеб. пособие : в 2 ч. / Л. С. Атанасян, В. Т. Базылев. – М. : Просвещение, 1987. – Ч. 2 – 352 с.
  3. Атанасян, Л. С. Геометрия : учеб. пособие : в 2 ч. / Л. С. Атанасян. – М. : Просвещение, 1973. – Ч. 1 – 480 с.
  4. Атанасян, Л. С. Геометрия : учеб. пособие : в 2 ч. / Л. С. Атанасян, Г. Б. Гуревич. – М. : Просвещение, 1976. – Ч. 2 – 488 с.
  5. Базылев, В. Т. Геометрия : учеб. пособие : в 2 ч. / В. Т. Базылев, К. И. Дуничев, В. П. Иваницкая. – М. : Просвещение, 1974. – Ч. 1. – 352 с.
  6. Базылев, В. Т. Геометрия : учеб. пособие :  в 2 ч. / В. Т. Базылев, К. И. Дуничев. – М. : Просвещение, 1975. – Ч. 2 – 368 с.
  7. Бибиков, Ю. Н. Курс обыкновенных дифференциальных уравнений / Ю. Н. Бибиков – М. : Высшая школа, 1991. – 303 с.
  8. Боровков, А. А. Теория вероятностей : Учеб. пособие для мат. и физ. спец. Вузов / А. А. Боровков – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Наука, 1886. – 431 с.                                                                  
  9. Бухштаб, А. А. Теория чисел / А. А. Бухштаб. – М. : Просвещение, 1966. – 375 с.
  10. Зорич, В. А. Математический анализ. : учеб. пособие: в 2 ч. /             В. А. Зорич. – М. : Наука, 1981. – Ч. 1. – 543 с.
  11. Зорич, В. А. Математический анализ. : учеб. пособие: в 2 ч. /             В. А. Зорич. –  М. : Наука, 1981. – Ч. 2. – 640 с.
  12. Ильин, В. А. Основы математического анализа. : учеб. пособие :    в 2 ч. / В. А. Ильин, Э. Г. Позняк. – М. : Наука, 1971. – Ч. 1. – 599 с.
  13. Ильин, В. А. Основы математического анализа. : учеб. пособие :    в 2 ч. / В. А. Ильин, Э. Г. Позняк. –  М. : Наука, 1973. – Ч. 2. – 447 с.
  14. Колмогоров, А. Н. Элементы теории функций и функционального анализа / А. Н. Колмогоров, С.В. Фомин. – М. : Наука, 1981. – 542 с.
  15. Кострикин, А. И. Введение в алгебру / А. И. Кострикин. – М. : Наука, 1977. – 495 с.
  16. Крылов, В. И. Вычислительные методы высшей математики : в 2 т. / В. И. Крылов, В. В. Бобков, П. И. Монастырный. – Минск : Выш. шк., 1971. – Т. 1. – 304 с.
  17. Крылов, В. И. Вычислительные методы высшей математики : в 2 т. / В. И. Крылов, В. В. Бобков, П. И. Монастырный. – Минск : Выш. шк., 1971. – Т. 2. – 671 с.
  18. Кудрявцев, Л. Д. Курс математического анализа. : учеб. пособие :   в 2 ч. / Л. Д. Кудрявцев. – М. : Высшая школа, 1981. – Ч. 1. – 687 с.
  19. Кудрявцев, Л. Д. Курс математического анализа. : учеб. пособие :   в 2 ч. / Л. Д. Кудрявцев. – М. : Высшая школа, 1981. – Ч. 2. – 584 с.
  20. Куликов, Л. Я. Алгебра и теория чисел / Л. Я. Куликов. – М. : Высшая школа, 1979. – 559 с.
  21. Курош, А. Г. Курс высшей алгебры / А. Г. Курош. – М.: Наука, 1971. – 424 с.
  22. Матвеев, Н. М. Методы интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений / Н. М. Матвеев – М. : Высшая школа, 1967. – 564 с.
  23. Милованов, М. В. Алгебра и аналитическая геометрия : учеб. пособие : в 2 ч. / М. В. Милованов, Р. И. Тышкевич, А. С. Феденко. – Минск : Выш. шк., 1984. – Ч. 1. – 302 с.
  24. Милованов, М. В. Алгебра и аналитическая геометрия : учеб. пособие : в 2 ч. / М. В. Милованов [и др.]. – Минск: Выш. шк., 1987. – Ч. 2. – 269 с.
  25. Никольский, С. М. Курс математического анализа. : учеб. пособие : в 2 ч. / С. М. Никольский. – М. : Наука, 1975. – Ч. 1. – 431 с.
  26. Никольский, С. М. Курс математического анализа. : учеб. пособие : в 2 ч. / С. М. Никольский. – М. : Наука, 1975. – Ч. 2. – 407 с.
  27. Петровский, И. Г. Лекции по теории обыкновенных дифференциальных уравнений / И. Г. Петровский – М. : Наука, 1964. – 272 с.
  28. Погорелов, А. В. Геометрия : учеб. пособие / А. В. Погорелов. – М. : Наука, 1983. – 288 с.
  29. Проскуряков, И. В. Числа и многочлены / И. В. Проскуряков. – М. : Просвещение, 1965. – 283 с.
  30. Федорюк, М. В. Обыкновенные дифференциальные уравнения / М. В. Федорюк – М. : Лань, 2003. – 448 с.
  31. Холод, Н. И. Пособие к решению задач по линейной алгебре и линейному программированию / Н. И. Холод. – Минск: Изд-во БГУ, 1971. – 176 с.
Дата: Вторник, 20 Ноябрь 2007

Переслать Переслать


Вернуться назад


Рубрикатор